
С началом каждого года нашим общественным организациям инвалидов свойственно анализировать свою прошлогоднюю деятельность, вспоминать достижения и промахи, а также строить планы на будущее. Безусловно, и у Одесской областной организации инвалидов есть немало достижений за 2011 год. Это и выпуск первого номера газеты “Инвалид Одесчины”, и создание сайта, и организация международного форума, и многое, многое другое. Но, к сожалению, не какие успешные дела нашей организации не могут затмить тот негативный осадок, который далеко не первый раз оставляет нам государство в виде невыполнения своих финансовых обязательств. Вот уже второй год подряд, вопреки всем нормам бюджетного кодекса, наша организация недополучает из общенационального бюджета около 23 тысяч реально израсходованных гривен.
Будучи заложенными в сметы и в утвержденные планы ассигнований, эти деньги должны были быть направлены на следующие цели:
.на компенсацию командировок инвалидам, представлявшим нашу организацию на
всеукраинских мероприятиях,
.на оплату уже проведенных мероприятий,
.на погашение других реально осуществленных хозяйственных расходов.
В итоге, недополучив вышеназванные деньги наша организация, по сути, дискредитировала себя, как перед своими членами, которым не компенсировала командировочных, так и перед своими поставщиками и подрядчиками, которым не оплатила их услуги. Закономерно встает вопрос, как теперь нам смотреть в глаза инвалидам, которым не были компенсированы командировочные расходы, и как теперь проводить мероприятия, если наша организация перед выбраннымиеепоставщиками с наиболеенизкимиценамиимеетзадолженность.
Описанная выше ситуация естественно вызывает чувство безысходности, но вместе с тем, она стимулируетпоискновых идей и подходоввнашей деятельности. Итоговым плодом всего этого явилась нижеприведенная статья.
В демократически развитых странах конечным результатом деятельности общественных организаций инвалидов (ООИ) всегда является улучшение качества жизни конкретных людей. Этот результат в странах с развитой демократией измеряется объемом обеспечиваемых инвалидам возможностей с тем, чтобы они впоследствии смогли себя реализовать с максимальной пользой, какдлясобственного благосостояния, таки для общества в целом.
В отличие от преобладающего большинства ООИ демократических стран, в Украине организаций с аналогичными результатами деятельности крайне мало. Практика такова, что значительное большинство украинских организаций инвалидов в лучшем случае занимаются лишь организацией времяпрепровождения незначительной части нуждающихся людей, в худшем же выступают как элитарные клубы, работающие только в интересах узкого круга своих прихлебателей. Естественно встает вопрос, по каким причинам украинские ООИ не выполняют возлагаемую на них миссию? Что же мешает им добываться тех же результатов, чтои их зарубежные коллеги?
Казалось бы, для украинских организаций инвалидов существуют те же привилегии, что и для их зарубежных коллег. Государство дает им финансирование, как на общегосударственном (для всеукраинских организаций) так и на региональном (для областных, городских и районных организаций) уровне. Многие из украинских ООИ получают гранты и гуманитарную помощь от международных доноров. Есть, хоть и скудная, но, все-таки, регулярная благотворительная помощь от отечественных меценатов и благотворителей. В общем, при поверхностном взгляде, у украинских ООИ есть абсолютно те же условия для развития, что и у их зарубежных коллег. Но при более детальном рассмотрении ситуации с украинскими ООИ, вскрывается масса противоречащих моментов, воздействие которых, не только нейтрализует все привилегии этих организаций, но и наоборот сдерживает их развитие.
Для подтверждения сказанному достаточно увидеть суммы государственного бюджетного финансирования и проанализировать процедуру его предоставления для ООИ. Под это финансирование для каждой региональной организации инвалидов предоставляются мизерные суммы, получение и использование которых связано с необоснованно высокими и бессмысленными для таких организаций, трудозатратами. К нашим общественным организациям со стороны распорядителей бюджетных средств и казначейства предъявляются, по сути, те же требования, что и для обычных государственных организаций, имеющих в сотни раз больше сотрудников и в тысячи раз большие объемы финансирования. Фактически получается, что для получения бюджетного финансирования ООИ должны работать только на потребу бюрократических требований государства, которое в свою очередь держит их на коротком поводке.
Следует отметить, что государственное финансирование, осуществляйся оно из общегосударственного или из регионального бюджетов, предусматривает инструкцию, четко регламентирующую, куда и на какие цели можно использовать бюджетные средства. В частности, данная инструкция определяет перечень мероприятий, которые могут осуществлять общественные организации инвалидов за счет бюджетных средств. К числу таких мероприятий относятся различные семинары, тренинги, круглые столы, творческие фестивали и спартакиады. Безусловно, такие мероприятия нужны инвалидам. Но, ощутимый социальный эффект данные мероприятия могут принести лишь в том случае, когда они будут охватывать не менее 10% всех инвалидов в том или ином регионе. Практика же показывает, что выделяемых на мероприятия бюджетных средств, в лучшем случае, хватает на проведение качественных (высоко организованных) мероприятий для не более чем 1% инвалидов. Да и то, контингент участников этих мероприятий из года в год обычно остается прежним, а поэтому, очевидно, что эффективность проводимых мероприятий из годавгод снижается.
Несколько другая ситуация складывается у ООИ при получении ими грантов от международных благотворительных фондов. Здесь, конечно же, можно получить достаточные материальные средства для проведения качественных мероприятий, предусмотренных соответствующими проектами под эти гранты. Но проекты, получающие финансирование у международных грантодателей, сами по себе не являются востребованными в украинском обществе. Как правило, к финансированию зарубежными грантодателями допускаются лишь проекты, удовлетворяющие глобальным интересам их инвесторов. К таким проектам обычно относятся те, которые либо косвенно поддерживают уже сложившиеся оппозиционные силы, либо формируют новые, отнюдь не всегда обоснованные, претензии к властям. Эти проекты в экономически развитых странах, возможно, были бы и интересны и, даже востребованы инвалидами. Но, в Украине, где объем валового дохода на душу населения в десятки раз меньше развитых стран Евросоюза, эти проекты могут повысить лишь социальную напряженность в стране, но не как не способны улучшить качество жизни конкретных людей с инвалидностью. Вот и получается, что действительно аргументированные и жизненнонеобходимые для инвалидов проекты под гранты заведомо отвергаются грантодателями, а эмоционально-амбициозные и наивные проекты принимаются ими наура.
Из вышесказанного следует, что преобладающее большинство общественных организаций инвалидов в Украине это всего лишь марионетки в руках либо украинских властей, либо зарубежных грантодателей. Естественным результатом этого является все более расширяющаяся индифферентность к деятельности этих организаций со стороны всех секторов общества. Образно говоря, украинские ООИ на данный момент все более и более загнивают. Но при этом, что удивительно, всем, как в нашей стране, так и за рубежом, это пока только на руку.
Безусловно сложившаяся ситуация аномальна, хотя бы потому, что Украина стремиться быть демократическим государством, где третий сектор общества, к которому причисляются ООИ, по своей значимости равноценен всем остальным секторам современного гражданскогообщества.
Закономерно встает вопрос, как же исправить вышеизложенную ситуацию. Для этого всего лишьнеобходимо реализоватьтри следующие задачи:
1. Создать на законодательном уровне максимально продуктивные для ООИ условия и возможности по получению ими законных доходов за оказываемые всевозможные социальные услуги по договорам с органами власти и бизнес структурами. Помимо возможности получения дополнительных доходов, конечной целью реализации данной задачи является обеспечение у “здоровой” части общества устойчивого восприятия несомненной необходимостидеятельности ООИнаравне с органами власти и бизнес структурами.
2. Добиться того, чтобы ООИ стали бы одной из главных движущих сил благотворительности и милосердия в регионах. Под реализацией данной задачи подразумевается создание четкой комплексной системы по выявлению потребностей конкретных людей, нахождению под эти потребности необходимой помощи и контролю над целевым использованием этой помощи.
3. Пересмотреть приоритеты финансирования деятельности ООИ за счет государственных бюджетов. Акцент при таком финансировании, прежде всего, должен делаться на проведении массовых информационных кампаний через СМИ в сфере применения законодательства, проведения региональных социальных программ и стимулирования благотворительности.
Рассмотрим ориентировочную технологию реализации трех вышеназванных задач более подробно.
1. Создание на законодательном уровне максимально продуктивных для ООИ условий и возможностей по получению ими законных доходов за оказываемые всевозможные социальные услуги по договорам с органами власти и с бизнес структурами.
При решении данной задачи следует вспомнить, что Украина сейчас присоединилась к Конвенции ООН “О правах инвалидов”, ключевой составляющей которой является обеспечение массового (подлинного, а не формального) трудоустройства инвалидов. Ведь именно устройство инвалидов на полноценную работу, в конечном итоге, является для них предпосылкой к получению комплексной (социальной, психологической, медицинской и др.) реабилитации. Прежде всего, это объясняется тем, что большая часть такой комплексной реабилитации работающим инвалидам будет обеспечиваться за счет их работодателей, которые естественно будут заинтересованы поддерживать работника в дееспособной форме. Очевидно также и то, что массовое трудоустройство инвалидов позволит существенно сократить нагрузку на бюджет за счет перекладывания расходов по реабилитации инвалидов на их работодателей.
С целью организации такого массового трудоустройства инвалидов, а также для обеспечения максимальной занятости этих людей на дому, следует в украинское законодательство внести ряд изменений, предусматривающих включения общественных организаций инвалидов в процесс устройства людей с инвалидностью на работу. Технология такого включения общественных организаций в процесс трудоустройства инвалидов ориентировочно можетподразумеватьвсебе следующие составляющие:
1) Ввод дифференцированной нормы трудоустройства инвалидов по предприятиям и организациям в соответствии со сферами их деятельности. Ведь очевидно, что существуют предприятия, где требования к сотрудникам несовместимы с патологиями, имеющимися у большинства людей с инвалидностью. Для таких предприятий 4% норма трудоустройства инвалидов, является абсурдной и только стимулирует эти предприятия ко всяческим махинациям. Вместе с тем, есть предприятия и организации (например, в рекламноинформационной и социально-бытовой сфере национального хозяйства), где специфика и условия труда идеально подходят для инвалидов, которые могут работать не только в офисах этих предприятий, но и на дому. Естественно, что норма трудоустройства инвалидов на этих предприятиях должна быть намногобольшей 4% и составлять от 15-20%.
2) Внедрение системы гарантированного заказа для предприятий и организаций, где более 20% штата составляют инвалиды. Смысл внедрения данной системы состоит в том, чтобы обязать предприятия, которые не имеют нормы по трудоустройству инвалидов, либо не выполняют эту норму (далее Покупатели), закупать продукцию и услуги у тех предприятий, где инвалиды составляют более 20% штата сотрудников (далее Продавцы). В том случае, если объем закупок у Продавцов для Покупателей составляет не менее 4% от годового фонда их заработной платы, то закон должен предусматривать освобождение этих Покупателейот штрафных санкций состороны Фонда социальной защиты инвалидов.
3) Внедрение технологии поручительства ООИ перед работодателями и Фондом социальной защиты инвалидов за трудоустроенных инвалидов. Данная технология должна подразумевать в себесистему следующих взаимодополняющих шагов:
. Предоставление непосредственно от предприятий либо от Службы занятости для ООИ списков вакансий с соответствующими требованиями для инвалидов с целью исполнения норматива их трудоустройства. Эти списки могут публиковаться в сети Internet длявсеобщегообозрения.
. Подбор общественными организациями необходимых кандидатур инвалидов на замещение вакантных мест в соответствии с вышеназванными списками. Естественно, проводимые общественными организациями работы по подбору, а затем и по последующему сопровождению инвалидов на рабочем месте, должны финансироваться Фондом социальной защиты инвалидов. Данное финансирование вышеназванных работ не должно вызывать пререканий со стороны государства, поскольку, практически, направлено на создание рабочих мест для инвалидов и в соответствии с уже имеющимся законодательством может быть профинансировано за счет бюджетных средств. Естественно, такое финансирование не могут получать все ООИ, поэтому, на данном этапе нужно ввести критерии отбора общественных организаций для последующего их участия в вышеназванных оплачиваемых работах. Например, ООИ к этим работам могли бы допускаться по результатам конкурсов проектов на наилучшие предложение по технологии соответствующего отбора и сопровождения инвалидов.
. Заключение договоров между ООИ, победившими в соответствующих конкурсах, Фондом социальной защиты инвалидов и работодателями, для которых эти общественные организации будут подбирать людей с инвалидностью на вакантные места. Основной целью заключения таких договоров явится предоставление гарантий работодателям в отношении вновь принятых людей с инвалидностью со стороны ООИ. В частности в этих договорах может быть определен термин, в течение которого ООИ должны курировать (обучать и подстраховывать) вновь принятых инвалидов на рабочем месте. Кроме того, по обоюдному желанию работодателя и вновь принятого на работу инвалида, ООИ должны будут организовывать работу данного инвалида на дому. Курировать все эти отношения между ООИ, работодателями и инвалидами должен будет Фонд социальной защиты инвалидов, который, в частности, может также субсидировать услуги ООИ в области профессиональной адаптации инвалида и организации для него рабочего места. Также предоставление ООИ вышеназванных услуг могло бы оплачиваться и самими работодателями. Ведь, очевидно, что любой работодатель будет заинтересован в услугах ООИ при условии, если результатом этих услуг явится обеспечение без проблемных и экономически оправданных взаимоотношений с его сотрудниками, имеющими инвалидность.
2. NGO инвалидов, как одна из главных движущих сил благотворительности и милосердия в регионах.
Согласно международному рейтингу, основывающемуся на докладе Aid Foundation (CAF), по уровню благотворительности Украина занимает, одно из последних, 150-е место в мире. На благотворительную помощь в нашей стране жертвуют лишь 5% граждан и коммерческих структур, волонтерством занимаются – 14% , а готовы прийти на помощь незнакомцам только 19%. Если же взять для сравнения страны, которые находятся в начале вышеназванного рейтинга, то, например, в Австралии – 70% граждан и коммерческих структур готовы жертвовать на благотворительность, волонтерством занимаются – 38%, а готовы помочь незнакомцу – 64%.
Такой низкий рейтинг Украины в отношении благотворительности, прежде всего, объясняется низким экономическим уровнем развития нашей страны в сравнении даже с такими странами, как Австралия. Но, вместе с тем, не менее существенной причиной игнорирования благотворительности в Украине является потеря доверия общественности (индивидуальных граждан и коммерческих структур) к общественным организациям и, в частности, к ООИ.
Для того, чтобы восстановить это доверие общественным организациям инвалидов необходимо наладить систему продуктивных взаимоотношений с бизнес структурами и с гражданами, которые готовы оказывать благотворительную помощь. В рамках такой системы взаимоотношений необходимообеспечить:
. Возможность доступа потенциальных благотворителей к обобщенным и индивидуальным потребностям инвалидов. Такой доступ можно наладить через сеть Internet в рамках соблюдения всех норм в сфере обеспечения конфиденциальности личной информации.
. Систематическое предоставление, оказавшим помощь благотворителям отчетов о распределениицелевой помощипоконкретныминвалидам.
. Обязательное предоставление, оказавшим помощь благотворителями, благодарственных писем, публикация по их желанию благодарственных статей в СМИ, а также установка на сайтах ООИ баннеров с ссылками на странички наиболее активных благотворителей.
. Возрождение традиций меценатства и благотворительности за счет широкой популяризации жизнедеятельности видных меценатов и истории развития благотворительностив регионах черезСМИ и Internet.
. Стимулирование благотворительности за счет инициации в органах власти на национальном и местном уровнях, разнообразных предложений по предоставлению различных привилегий и повышению престижности благотворительной деятельности.
. Содействие в организации разнообразных благотворительных конкурсов и аукционов, с целью сбора целевой помощи для конкретных людей.
Плачевное, 150-е место Украины в рейтинге по благотворительности, далеко не повод опускать руки. Скорее наоборот, данный факт свидетельствует об огромном потенциале развития, который имеется у наших ООИ со стороны отечественных потенциальных благотворителей. Следует помнить, что в отличие от государства и зарубежных спонсоров, только наши меценаты и отечественные бизнес структуры могут реально помочь нуждающимся людям в экстренных и неотложных ситуациях. А то, что эта помощь пока малоэффективна, в первуюочередь, надлежит винить соответствующие общественные организации.
3. Пересмотр приоритетов финансирования деятельности ООИ за счет государственных бюджетов.
Как уже было отмечено выше, имеющаяся практика бюджетного финансирования, прежде всего, направлена на всеобщий контроль деятельность общественных организаций, на то, чтобы держать их на коротком поводке. Может быть это и оправдано желанием спокойствия для властей, но эти действия также являются анти моральными и тоталитарными с точки зрения, выбранного Украиной демократического пути развития. В итоге государство рассматривает ООИ, как ничтожные не на что не влияющие формации, с которыми можно делать, что заблагорассудится. Наглядным доказательством к сказанному является то, что государство уже второй год подряд не расплачивается с ООИ по заложенным в сметы и осуществленным фактически расходам. Как результат – дискредитация ООИ перед их кредиторами (поставщиками и подрядчиками), с которыми эти ООИ не расплатились по вине государства.
Очевидно, что пора прекращать эту практику. Если государство требует от ООИ ведения документации на уровне полноценных бюджетных предприятий, то оно, также должно обеспечиватьдляэтих ООИ соответствующее исполнение бюджетного кодекса.
Кроме того, при бюджетном финансировании приоритет должен делаться на следующих видах расходов:
. Создание и обслуживание универсальных или специализированных сайтов по проблемам инвалидов, защите их прав и другим аспектам жизнедеятельности людей с инвалидностью.
. Создание, тиражирование и распространение собственных периодических изданий с описанием злободневных проблем инвалидов и конкретных примеров их решения.
. Проведения прямых эфиров и других массовых информационных кампаний через СМИ и Internet с целью разъяснения наиболее злободневных и невнятных аспектов законодательства и пенсионных нормативов.
. Освещения хода проведения региональных социальных программ, а также разъяснение того, что эти программы могут датьдляконкретногочеловека.
. Возрождение традиций меценатства и благотворительности за счет широкой популяризации истории развития благотворительностичерезСМИи Internet.
. Организация разнообразных благотворительных конкурсов и аукционов, с целью сбора целевойпомощи для конкретных людей.
В заключении хотел бы отметить, что все вышесказанное является моим личным видением ситуации, которое отнюдь не претендует на всеобщее руководство к действию. Но все же, лично для себя, я не вижу смысла более заниматься практически бесполезной деятельностью наших организаций до тех пор, пока мы серьезно не приступим к реализации хотя бы одной из вышеназванных задач.
Александр Лукьянов,
главный специалист Одесской областной организации инвалидов Всеукраинской организации инвалидов “Союз организаций инвалидов Украины” (инвалид II группы)