
23-25 января 2013 года Киев посетили 20 руководителей национальных донорских/благотворительных ассоциаций из Швеции, Испании, Великобритании, Франции, Швейцарии, Германии, Польши, России и ряда других стран “старой” и “новой” Европы. Украинские эксперты получили возможность “из первых уст” узнать о текущих тенденциях в сфере благотворительности, а так же о возможности интеграции украинского благотворительного сектора в европейское благотворительное сообщество.
Европейская благотворительность в цифрах и фактах
В 2010 году, когда Европейский центр фундаций, работающий в Брюсселе и объединяющий около 400 наиболее крупных европейских фондов, сделал первую попытку собрать официальные данные стран-членов Европейского Союза относительно количества работающих в регионе фондов, а так же объема ежегодных сумм, выделяющихся ними на реализацию своих программ.
Собранные данные показали, что на сегодняшний день в Европе:
– зарегистрированы и активно работают более 110,000 благотворительных фондов;
– в благотворительных фондах работает в среднем от 750,000 до 1,000,000 человек (прямое трудоустройство);
– ежегодно фондами выделяется на свои программы до 150 млрд. Евро.
С целью координации своей деятельности и защиты своих интересов благотворительные фонды объединяются в национальные профессиональные ассоциации, которые в свою очередь объединились в Европейскую сеть донорских ассоциаций. Членами данной сети в настоящее время являются национальные ассоциации благотворительных фондов 22 стран Европы. Украинский форум благотворителей представитель украинского благотворительного сектора в данной сети.
Европейский устав благотворительных фондов как инструмент евроинтеграции благотворительности
Одним из наиболее ярких трендов в деятельности европейских фондов является развитие трансграничного партнерства. Сегодня фонды активно развивают совместные проекты, которые осуществляются одновременно на территории нескольких европейских стран. Такая тенденция вскрыла одну из наиболее острых проблем — законодательное обеспечение деятельности фондов на территории Европейского Союза. На данный момент вся их деятельность регулируется более 50 законами, принятых парламентами различных стран. Часто отдельные нормы законов вступают в конфликт друг с другом, что осложняет заниматься одному фонду благотворительностью одновременно на территории нескольких государств. Как отмечает Ханна Сурмац, юрист-консультант Европейского центра фундаций «законодательная несовместимость несет ежегодно дополнительные траты в размере 100 млн. Евро, либо вообще делает реализацию проектов невозможной».
С целью разрешения существующих законодательных коллизий еще в конце 90-х годов Европейский центр фундаций инициировал разработку единого законодательного документа, который бы на уровне Европейского Союза очертил общие рамки, регулирующие деятельность благотворительных институций, создал возможности для беспрепятственной реализации международных благотворительных проектов. Таким документом стал Европейский статут благотворительных фондов. Цель документа — признание на уровне Европейского парламента благотворительных фондов как важных общественных игроков, влияющих на решение актуальных социальных проблем региона; создание юридической базы для трансграничной благотворительной деятельности; уменьшение административных расходов на благотворительность.
На самом деле, появление данного документа стало одним из основополагающих факторов, который дал толчок для консолидации благотворительного сектора в регионе. В его разработку были вовлечены представители многих фондов, работающих в разных уголках Европы, а его продвижением занимаются все без исключения национальные ассоциации благотворительных фондов стран-членов ЕС. Конечно, 15 лет, в течение которых ведется работа над лоббированием данного документа, с одной стороны может вызывать усмешку, но с другой стороны показывает важность данного документа для европейского благотворительного сообщества, его желание получить вопреки всяким трудностям необходимый для него документ.
На сегодняшний день документ был уже одобрен в рамках общественных консультаций со стейкхолдерами, получил поддержку Европейского экономического и социального комитета, и сейчас обсуждается в национальных парламентах стран-членов ЕС. Основная стратегия направлена на его утверждение текущим составом парламента до конца 2014 года.
Финансовый кризис как основной фактор пересмотра и оптимизации европейской благотворительности
Не смотря на то, что финансовый кризис не повлиял на количественный рост европейского благотворительного сектора, он все же обусловил появление новых тенденций и явлений, которые значительно повлияли на его качественную составляющую.
Одним из самых главных феноменов является то, что многие европейские государства сегодня пытаются переложить задачи и ответственность по решению отдельных социальных проблем на плечи частных доноров-фондов. В условиях государственного бюджетного дефицита становится выгодным, чтобы фонды взяли на себя отдельные обязательства, внедрили новые социальные программы, разработали и апробировали модели решения той или иной социальной проблемы, возникшей в результате кризиса.
Еще одной не мало значимой тенденцией стал пересмотр фондами своей деятельности, ее приоритезация и фокусирование. Фонды пересматривают свои программные приоритеты, отказываясь от широкого спектра проблем и останавливаясь лишь на нескольких.
Кроме того, многие фонды стали задавать себе вопросы относительно своего предназначения: с какой целью они осуществляют свою деятельность, как долго должны они существовать. Еще в конце 90-х годов вопрос наличия ендаумента — целевого капитала фонда, который инвестируется, а с полученных процентов осуществляется благотворительная деятельность — относился к разряду необсуждаемых. Сегодня же уже встречаются примеры, когда фонды принимают решение отказаться от эндаумента и пустить эти средства на системное решение одной конкретной проблемы.
Перспективы интеграции украинской благотворительности в европейское благотворительное сообщество
На сколько сегодня украинский сектор благотворительности готов к активному взаимодействию с европейскими коллегами шла речь во время панельной дискуссии «Современные тренды европейской благотворительности», состоявшейся в Киеве 23 января.
Среди основных отличий между украинскими и европейскими секторами, названных отечественными экспертами, стали следующие:
– Отсутствие благоприятной законодательной базы: то, что закон Украины «О благотворительности и благотворительных организациях», принятый парламентом в начале июля 2012 года уже практически пол года лежал на столе гаранта украинской Конституции и ждал своей подписи, вызвало легкое недоумение на лицах европейских коллег — такого прецендета в европейском секторе благотворительности еще не было.
– Непрозрачность и неподотчетность благотворительного сектора: сегодня отсутствует статистика по реально работающим в Украине благотворительным фондам (в Министерстве юстиции на конец 2012 года было зарегистрировано около 15,000 фондов, но лишь небольшая часть из них занимается благотворительной деятельностью). Кроме того, отсутствует статистика учета рабочих мест в благотворительных фондах и организациях, а так же статистика по объему финансирования, выделяемому на благотворительные проекты. А отсутствие закононодательно закрепленного требования к публичной отчетности ведет часто к непубличной деятельности фондов, их закрытости, непрозрачности, что напрямую связано с формированием негативного имиджа деятельности фондов в обществе.
– Монополизация государством социальной сферы: сегодня при перманентном в течение десятка лет дефиците государственного бюджета в социальной сфере, украинское правительство никак не может сбросить с себя монополию на оказание услуг в данной сфере.
В заключение….
Украинский сектор благотворительности, как и многие другие сектора, развивается стремительными темпами. То, к чему наши западные коллеги шли десятилетиями, отечественные благотворительные институции вынуждены «осваивать» в течение лет и месяцев. И в этом есть свой плюс. Данный сектор как и международный коммерциализируется, и если не попасть в струю, то может не получиться. Но точно должно получится, если соблюдать основные международные принципы благотворительности, отработанные десятилетиями: прозрачность, подотчетность, системность, ориентированность на результат.