
6
Вересень 2011
Що таке філософія благодійності і навіщо вона потрібна
Практические дела и проблемы, которых у российской благотворительности очень много, порой не позволяют взглянуть на сами основания благотворительных подходов, моделей и проектов. Практическое является первостепенным, и попытки говорить о ценностях и конечных целях благотворительности иногда воспринимаются как излишняя роскошь. Между тем, раз за разом, от одной заметной и привлекшей общественное внимание ситуации до другой, воспроизводятся некоторые постоянные коллизии российской благотворительности.
Во-первых, это – чрезвычайная бедность большинства «настоящих» НКО и явная или не явная убежденность в том, что так и должно быть, что благотворительность должна осуществляться самоотверженно и бесплатно, сугубо волонтерским образом.
Во-вторых, – чрезвычайная амбициозность многих НКО, которые хотят жить и действовать по моделям «развитых стран» и двигаться от «аварийной филантропии» к «систематической».
В-третьих, – отсутствие массовых небольших частных пожертвований для благотворительных организаций, характерных для западных стран, и неизбежная попытка НКО просить средства и ресурсы у российского бизнеса и государства.
В-четвертых, – неприязнь многих НКО к фондам «губернаторских или корпоративных жен» и нежелание или неспособность найти общий язык с этими не всегда приятными душе НКОшника благотворителями.
В-пятых, «узковедомственный» характер адресатов помощи многих благотворительных организаций: «дети с онкологическими заболеваниями» (другие примеры – ДЦП, аутизм, сердечно-сосудистые заболевания), «слабослышащие», «колясочники» и т.п. Понятно, что эти группы находятся, пожалуй, в наиболее незащищенном положении, понятно также, что те или иные группы людей с физическими или психическими особенностями просто не могут не создавать объединений для взаимоподдержки, защиты своих прав, облегчения интеграции в общество, однако благотворительность не может сводиться к набору таких «ведомственных», пусть и очень нужных, организаций.
Кроме того, есть и еще несколько чуть менее «практических» вопросов, которые так или иначе обсуждаются все время существования российской благотворительности, но удовлетворительных ответов на них – нет. Например:
– Ситуация ребенка, у семьи которого не хватает средств для жизненно важной медицинской операции всеми или почти всеми признается экстремальной и аварийной, и, потому, – требующей помощи. Но признается ли такой же экстремальной ситуация талантливого юного музыканта из маленького городка, которому удалось продемонстрировать свои достижения на каком-то крупном конкурсе и которому рекомендовано переехать, скажем, в Москву, чтобы продолжить обучение и развитие? И денег у семьи на это также нет?
– Ситуация детдомовца и других сирот автоматически признается аварийной, но что предлагается этим детям взамен? MP3-плейеры, развивающие игры и яркие майки?
– Ситуация пенсионера, пенсия которого практически равна расходам на оплату услуг ЖКХ, многими признается катастрофической. Но могут ли НКО содержать пенсионеров вместо государства? И что будут делать НКО – что будут считать нужным делать – для пожилых в недалеком будущем, когда пенсионный возраст в РФ, скорее всего, будет повышен?
Ответы и на практические, и на «ценностные» вопросы предполагают обращение к базовым принципам и ценностям благотворительности, к осмыслению тех представлений о человеке и обществе, ценностных иерархий, которые в скрытом виде содержатся в основаниях любой гуманитарной активности.
Мы предлагаем открыть дискуссию на эту тему и приглашаем в ней поучаствовать – всех, кому тема покажется интересной.
Для начала – первый тезис, который, как мы считаем, можно было бы назвать философским.
Любое осмысленное человеческое действие несет в себе то, что можно назвать его философией. Благотворительность – не исключение. Причем, и милостыня, и отправка подарков в детский дом, и обучение безработных, и действия волонтерских отрядов в ситуациях стихийных бедствий могут быть названы «благотворительностью», однако очевидно, что они имеют совершенно разную философию, совершенно разный контекст и внутреннюю расстановку акцентов и смыслов.
Говоря высоким штилем, разными будут и те «образы человека», которые как бы «упакованы», «свернуты» в различных благотворительных акциях и подходах.
О том, каковы эти «образы человека» и как они влияют на строение благотворительных инициатив и акций, мы поговорим дальше, в следующих публикациях.