
В минувшую субботу в Москве состоялась встреча представителей двух общественных организаций: благотворительного фонда «Единение» и всероссийского движения «В защиту детства».
Фонд «Единение», учрежденный на основе гражданской инициативы, уже несколько лет отстаивает права беззащитных граждан. Эта организация в основном занимается социальной поддержкой детей, детей-инвалидов и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и столкнувшихся с произволом российских властей. Всероссийское движение «В защиту детства» создано для борьбы с произволом местных чиновников и органов опеки по отношению к малообеспеченным и многодетным семьям.
Поводом для встречи послужила инициатива благотворительного фонда в создании всероссийской сети благотворительных лавок «Добрый мир». Проект, направленный на оказание материальной помощи малоимущим семьям, только начал реализовываться, но уже столкнулся с множеством непреодолимых финансовых и административных барьеров. Похожие проекты уже десятилетия работают за рубежом, но в России только в этом году открылся первый, «пилотный», магазин. Основной замысел руководителей фонда заключается в создании развитой структуры нового уровня, в которой будет оказываться не только материальная помощь, но и психологическая.
Президент фонда «Единение» Валерия Александровна Жаркова поделилась своими трудностями и соображениями.
– Что такое благотворительная лавка?
– Можно сказать – специализированный магазин, который помогает бедным семьям в приобретении разнообразных бытовых вещей по минимальным ценам, а также предоставляет возможность остальным людям купить изготовленные у нас изделия. Детишки приносят сюда или создают здесь же разные произведения своего творчества. Всевозможные поделки, коллажи, открытки создаются вручную, а наша огромная коллекция берестяных магнитов на холодильник поражает воображение.
– И какова цена их трудов?
– Абсолютно все творения можно купить за символическую плату, но самое главное – покупатель сам определяет, куда будут направлены его деньги за купленный товар. У нас работает целая система своеобразных аукционов, во время которых все участники оставляют свои средства на благотворительные нужды. То есть платит не только выигравший аукцион и купивший товар, но и все остальные аукционеры. Все это, конечно, на добровольной основе.
– А по какой стоимости продаются товары для нуждающихся семей?
– Также за символическую плату мы продаем одежду, канцелярские товары, книги – в общем, все то, что ежедневно необходимо подрастающему поколению.
– Не проще ли все раздавать нуждающимся даром?
– Главы управ так и говорят иногда: «Отдавайте даром», но при этом финансировать нас они не собираются. Но мы считаем: плата – самое главное в благотворительности. Мы приучаем наших сограждан к пожертвованию. Пусть человек заплатит за поделку хоть десять рублей, но он знает, на что пошли его средства. А если мы объявим о бесплатной раздаче, то сюда завтра прибегут всякие «искатели халявы» – и дети останутся ни с чем.
– Вам помогают какие-нибудь организации в осуществлении проектов фонда?
– Иногда помогают. С ноября 2009-го по апрель 2011-го фонд «Единение» проводил негосударственный Всероссийский литературно-художественный конкурс работ «Покорители космоса», посвященный 50-летию полета Гагарина, в проведении которого нам оказал поддержку Роскосмос. Недавно нас приглашали с выставкой на МАКС, однако в помощи по доставке и установке оборудования деликатно отказали.
– Организаторы такого крупного шоу отказали вам в содействии?
– Машины у них нет, павильона нет. По их мнению, дети должны сами везти и монтировать экспозицию. Они думают, что мы богачи. Обвиняя благотворительные фонды «в отмывании средств», СМИ сознательно вводят в заблуждение потенциальных жертвователей. Мы работаем здесь не ради денег. Руководство некоторых организаций хладнокровно делает на нас PR, выставляя свою активную социальную политику, да еще и хочет, чтобы мы сами за это им платили.
– Во что вам обходятся аренда помещения и прочие расходы?
– Что касается аренды, то мы уже не первый месяц пытаемся вытрясти из правительства Москвы субсидирование этой программы. Если нам откажут в помощи, то мы просто не сможем снимать помещение по рыночной стоимости, поэтому скоро мы отсюда съедем. Тем более что нам нужно место в шаговой доступности от общественного транспорта, а там все занято коммерсантами. На Западе государства выделяют помещения для таких магазинов абсолютно бесплатно.
– Какие интересные проекты были «похоронены» по вине властей?
– С нашим фондом «Единение» однажды произошла показательная ситуация. Мы предложили минздравсоцразвития создать единый федеральный бесплатный телефон доверия, работающий круглые сутки, куда смог бы позвонить любой человек и рассказать о проблемах в семье, произволе чиновников, трудностях в жизни. Три месяца наши коллеги обивали пороги всех кабинетов министерства с проработанным проектом. В ответ только слышали: возможности нет. Так же отнеслись монополии сотовой связи, когда их просили выделить бесплатный телефон 8-800. Потом программу передали в фонд поддержки детей, и, казалось бы, дело заглохло. Но как же мы были удивлены, когда в августе прошлого года этот фонд выступил с инициативой создания собственной программы, в точности имитирующей наш проект! Можно однозначно сказать, что чиновники просто украли идею, чтобы не выделять деньги какой-то там общественной организации.
– То есть средства просто перевели в «дочернее предприятие» министерства?
– Именно так. Мы узнали, что на сегодняшний день выкуплен телефонный номер, но его работа не организована. Наш проект предполагал создание call-центра в Москве, чтобы вытащить семьи в регионах из лап местных органов власти. Они же создали систему контроля под управлением субъектов Федерации. То есть люди будут звонить и жаловаться региональным властям о том, что ущемляются их права и права их детей на чиновников, которые друг другу все братья, сватья и соседи.
Историй с провалившимися проектами благотворительных организаций десятки. Зачастую чиновникам просто невыгодно выделять средства на нововведения, поскольку они не смогут их контролировать. Если проект фонда «Благотворительная лавка» загнется, то это продемонстрирует истинное отношение власти к общественным проблемам. Наше руководство так старается не отличаться от Европы – носит английские костюмы, ездит на немецких машинах, отдыхает на европейских курортах! Однако истинные европейские нововведения и проекты, работающие на благо нищих и обездоленных семей, они не спешат заимствовать. Действия наших руководителей больше напоминают сюжет из басни Крылова «Мартышка и очки», нежели реальную работу по решению проблем российской семьи.