
Жертвовать деньги на благие дела – занятие достойное и почетное. Многие предприниматели рассматривают его как свой вклад в улучшение социального благополучия, часть своей ответственности перед обществом.
Согласно ежегодному исследованию общественной организации Charities Aids Foundation, украинцы за прошлый год значительно охотнее стали жертвовать средства на благотворительность. Если в 2010 году наша страна «пасла задних», составляя в конце рейтинга компанию беднейшим странам Африки, то год спустя ее позиции значительно улучшились. Продемонстрировав стремительный прогресс в области благотворительности, Украина поднялась в глобальном списке сразу на 45 позиций. Исследователи утверждают, что рост показателей произошел благодаря волонтерству и тому, что увеличилось количество людей, готовых напрямую помогать нуждающимся.
Одно из принципиальных условий развития благотворительности – уверенность в том, что выделяемые средства действительно пойдут по назначению. Каждый предприниматель, решая принести пользу обществу и выбирая для этого филантропию, естественно, хочет быть уверенным, что его «кровные» не пойдут на обогащение не чистых на руку дельцов. Обилие примеров нечистоплотного использования пожертвованных средств только подогревают скептическое настроения.
Другим важным условием является наличие выбора среди проектов по направлениям и размеру финансовой помощи. Донорам важно знать, что их средства принесут ощутимую помощь. Не все готовы поддерживать крупные, иногда, глобальные проекты, многие склонны сосредоточиться на поддержке местных инициатив и проектов.
Для того, чтобы найти объект благотворительности, отвечающий всем требованиям, часто приходится обращаться к «посредникам», которыми могут выступить благотворительные фонды. Ошибаются те, кто считают, что эти организации консервативны и не внедряют новые прогрессивные методы в своей работе. Как за рубежом, так и у нас в стране появляются новые способы реализации благотворительных инициатив. Так большую часть из миллиардной помощи пострадавшим от прошлогоднего землетрясения на Гаити удалось собрать именно благодаря небольшим пожертвованиям, сделанным с помощью SMS.
Отдельного упоминания заслуживает онлайн-филантропия. Одной из ее разновидностей являются благотворительные биржи, онлайн-проекты, содержащие множество интерактивных функций и сервисов, предлагающих большой выбор проектов.
Не так давно данный вид ресурсов появился и у нас в стране. В их числе «Украинская биржа благотворительности», основанная «Фондом Пинчука». С ее помощью организаторы планируют объединить частных и корпоративных доноров с организациями и людьми, нуждающимся в поддержке. Пожертвования осуществляются с помощью международных платежных систем.
В центре внимания создателей сайта не только сироты и люди, которым необходимо дорогостоящее лечение, но и творческие, спортивные объединения, образовательные и экологические проекты. Одним из основных направлений благотворительности станет забота о животных. Сегодня донорам предлагают выбор из 36 инициатив.
В «Фонде Пинчука» утверждают, что все пожертвования в полном объеме будут передаваться адресатам. Организационные затраты, связанные с перечислением средств и функционированием сайта, будут покрыты грантом благотворительной организации.
Помимо этого, гарантирован усиленный контроль над использованием средств их получателями. Каждый человек или организация, нуждающаяся в помощи, будет проходить аккредитацию и находится под дальнейшим наблюдением организаторов сайта. Каждому благодетелю обещан отчет за каждую гривну.
Сотрудники «Фонда Пинчука» изучили всю базу общественных и благотворительных организаций, зарегистрированных в Министерстве юстиции. После обработки списка и отсеивания всех «липовых», политических или нечистоплотных проектов из четырех тысяч объединений осталось только 100, с каждым из которых инициаторы биржи успели познакомиться и убедиться в их честности.
Из категории подобных ресурсов удалось найти еще одну биржу онлайн-благотворительности «Доброчин». Организованный в 2009 году ресурс начинал работать на местном уровне и сегодня достиг общенационального масштаба. Специфика сайта – простота в регистрации для организаций и частных лиц, нуждающихся в помощи.
Есть к чему стремиться
Одним ведущих глобальных сервисов онлайн-филантропии является британский сайт Just Giving. Созданный в 2000 году по инициативе частных лиц, сегодня он является одним из основных операторов благотворительности на Туманном Альбионе. Создатели ресурса утверждают, что за одиннадцать лет им удалось значительно увеличить объем благотворительных взносов, осуществляемых в целом по стране, а также достичь отметки в £770 млн. Количество реализованных проектов превысило показатели любого другого сайта или фандрайзингового сервиса.
Растущей популярности сайта не мешает плата, взимаемая ее администрацией. Каждый благотворительный проект оплачивает £15 ежемесячно и 5% от суммы каждого пожертвования.
Новым или уже опытным пользователям ресурса, которых насчитывается более 13 миллионов, предлагается поддержать один из тысяч активных проектов либо бесплатно создать свою фандрайзинговую страницу и самому предложить поддержку тех или иных инициатив.
Крупнейшим и наиболее популярным американским сайтом, посвященным теме благотворительности, является проект Charity Navigator. Главной своей задачей инициаторы проекта считают предоставление потенциальным донорам максимальной информации о возможных вариантах использования своих денег, операторах благотворительности, показателях их работы. Компания отслеживает степень выполнения фондами и организациями своих обязательств, а также объем средств, потраченных на их организационные расходы.
Исповедуя принцип «взвешенного» подхода к пожертвованиям, специалисты ресурса ежегодно оказывают информационную поддержку трем миллионам посетителей сайта и способствуют увеличению объема средств, выделяемых на благотворительность. В прошлом году благодаря Charity Navigator было пожертвовано около $10 млрд.
Кроме этого, популярный ресурс ежегодно составляет наиболее авторитетный рейтинг благотворительных организаций, исследуя работу около пяти тысяч фондов.
Масштабы онлайн-филантропии за рубежом вселяют надежду на ее активное развитие в Украине. Для многих компаний и частных лиц, готовых оказать финансовую поддержку нуждающимся, она может стать удобным инструментом реализации благотворительных инициатив.