
«Ми заклали принципи соціально відповідального бізнесу в місію та бачення Корпорації»
Финансовая корпорация «УРАЛСИБ» уже много лет является одним из флагманов социально-ответственного бизнеса в России. Можно ли сказать, что за прошедшее время понимание и подходы к КСО претерпели существенные изменения? Если да, то какие это изменения и с чем они были связаны?
Компания развивалась на основе принципов корпоративной социальной ответственности с момента основания «Автобанка» в 1988 году. При этом важно, что изначально акционеры и менеджмент компании понимали КСО гораздо шире,
чем просто благотворительность или отдельные социальные проекты. Компания
постепенно расширялась, развивались новые направления бизнеса, и всегда в списке приоритетных задач стояли: развитие персонала, создание комфортных
условий труда, повышение эффективности бизнеса и качества предлагаемых
услуг. Разрабатывая новые финансовые продукты, мы стремились учитывать их
социальную значимость. Все это – принципы социально ориентированной дея-
тельности корпорации, которые являются элементами корпоративной культуры
и стали для УРАЛСИБа – образом существования. Сегодня в финансовой корпо-
рации трудится более 14 тысяч человек, из них более 50% участвуют в програм-
мах по Здоровому образу жизни. Ежегодно через программы повышения
квалификации проходят 90% сотрудников. В корпорации действует пенсионная
программа, заключен Коллективный договор.
Линейка социально ориентированных продуктов Уралсиба развивается по двум
направлениям: поддержка стратегических проектов государства, и корпоратив-
ной миссии. В первую группу входят продукты, направленные на улучшение жи-
лищных условий россиян и развитие активности малого и среднего бизнеса.
Банк входит в тройку лидеров по объему кредитования предприятий малого
бизнеса. Второе направление мы начали развивать не так давно. В 2009 году
Банк предложил свой первый аффинити-проект «Достойный дом детям!», кото-
рый был разработан в партнерстве с международной платежной системой MasterCard Worldwide. В рамках программы 0,5% от суммы всех транзакций, по
картам, Банк УРАЛСИБ из собственных средств перечисляет в Детский фонд
«Виктория» на программу благоустройства детских домов. Мы дополнили про-
грамму одноименным вкладом, по условиям которого клиент поручает Банку
перечислять на финансирование программы 0,5% годовых от суммы вклада.
Таким образом, мы помогаем людям сделать благотворительный взнос без
каких-либо усилий с их стороны. Отрадно отметить, что этот продукт пользуется
высоким спросом у розничных клиентов. За первый год действия программы
вклад открыли более 26 тысяч человек. В 2010 году за счет благотворительных
пожертвований наших клиентов помощь была оказана 2060 детям из 25 детских
учреждений в Калужской, Рязанской, Тверской, Тамбовской, Челябинской обла-
стях и Удмуртской республике.
Отдельное место в линейке социально ориентированных продуктов занимает
Социальная карта региона и Универсальная электронная карта (УЭК), которая в
скором времени придет ей на смену. Свои разработки по этому направлению
Уралсиб начал еще 2001 году. Сегодня держателями социальных карт Банка
«УРАЛСИБ» являются более 700 тыс. граждан в Республике Башкортостан, Ива-
новской, Московской и Смоленской области. В рамках проекта «Социальная
карта региона» реализовано восемь приложений: пенсионное, социальное, ме-
дицинское, транспортное, налоговое, дисконтное, МВД, банковское. На стадии
разработки находятся приложения: образовательное, «Росреестр», «Судебные
приставы». В 2009 технологические разработки УРАЛСИБа по продукту «Соци-
альная карта региона» легли в основу Федеральной программы перехода к пре-
доставлению государственных услуг в электронном виде и выпуску Универсаль-
ной электронной карты (УЭК).
С введением в практику социальной отчетности, элементы КСО стали разви-
ваться, возможно, более системно, но принципы, заложенные в корпоративную
культуру при создании компании, остались прежними. Безусловно, при плани-
ровании проектов в области устойчивого развития мы учитываем рекомендации
таких уважаемых экспертных организаций как GRI, AccountAbility, ISO, но в по-
вседневной практике ориентируемся на собственное видение, ценности и опыт,
что позволяет формировать собственную практику КСО.
Отчет 2009 года, кроме аудиторского заверения, достоверности и полноты рас-
крытия информации, прошел процедуру заверения соответствия стандарту GRI,
который по нашей просьбе провела сама GRI. УРАЛСИБ стал первой российской
компанией, получившей двойное заверение своего отчета в области устойчивого
развития. Структура и формат раскрытия данных этого отчета максимально соо-
тветствует требованиям стандарта, что позволяет использовать его в качестве
кейса для тех компаний, которые решили начать подготовку отчетности по GRI.
ФК «УРАЛСИБ» одна из первых российских компаний, которая начала готовить публичные нефинансовые отчеты с учетом требований международного стандарта GRI (Global Reporting Initiative). Как Вы определяете значение и влияние следования нормам социально ответственного бизнеса для вашей компании? Что дает вам подготовка социальной отчетности?
Социальная отчетность для Корпорации – не дань моде.Мы заложили принципы
социально ответственного бизнеса в миссию и видение Корпорации. Поэтому вы-
страиваем бизнес в соответствии со взятыми на себя социальными обязатель-
ствами. В 2004 году, на этапе консолидации бизнеса под единым брендом
«УРАЛСИБ», было принято решение готовить публичный социальный отчет для
широкого круга заинтересованных сторон. Перед нами встала задача консолиди-
ровать информацию о деятельности всех компаний и одновременно представить
социальные качества нового бренда. В качестве оптимального инструмента для
решения этой задачи была выбрана международная система Глобальной инициа-
тивы по отчетности (GRI).Мы остановились на GRI по нескольким причинам.
Наше внутренне представление о корпоративной социальной ответственности и
практика КСО полностью совпадали и совпадают до сих пор с принципами, пред-
ложенными Глобальной инициативой по отчетности.Мы считаем, что устойчи-
вость компании зависит от устойчивости экономической, социальной,
экологической среды в которой она развивается, поэтому соблюдение баланса
трех основных элементов: экономической эффективности, социальной вовлечен-
ности и ответственном отношении к природе является приоритетной задачей для
бизнеса.
Стандарт GRI охватывает все существенные для Корпорации показатели КСО и
предлагает варианты расширения этого списка, что дает основание для развития корпоративного управления. Стандарт признан международным бизнес-сооб-
ществом, что позволяет использовать отчетность, подготовленную по этому
стандарту, для выстраивания деловых отношений не только внутри страны, но
и за ее пределами с широким кругом партнеров.
Сегодня Уралсиб публикует Отчет о деятельности в области устойчивого разви-
тия на основе трех стандартов. Консолидированная финансовая отчетность
представляется по стандарту МСФО, развитие системы корпоративного управ-
ления раскрывается по требованиям ФСФР, а влияние на сообщество отража-
ется на основе системы GRI. Подготовка двух отчетов – финансового и
нефинансового по международным стандартам позволяет цельно и системно
представить результаты деятельности компании.
Обязательной процедурой в процессе подготовки нефинансовой отчетности мы
считаем внешнее заверение данных. Ведь публичный отчет – это PR-инстру-
мент, который требует максимального уровня доверия со стороны всех заинте-
ресованных сторон, а доверие к данным, представленным легко конвертируется
в доверие к бренду. Наш отчет за 2009 год, кроме внешнего аудиторского заве-
рения достоверности и полноты раскрытия информации, прошел процедуру за-
верения соответствия стандарту GRI, который по нашей просьбе провела сама
GRI и процедуру общественного заверения РСПП.
На этапе подготовки и консолидации данных в процесс вовлечены более 20
ключевых подразделений Корпорации, это позволяет структурировать значи-
мую для Корпорации информацию и представить деятельность организации в
области КСО системно. В свою очередь, хорошо структурированная информа-
ция позволяет наметить стратегические цели для среднесрочного и долгосроч-
ного планирования, а значит повышает эффективность корпоративного
управления. Являясь качественной презентацией социально ориентированных
программ компании, нефинансовая отчетность помогает сотрудникам осозна-
вать себя частью сообщества и влияет на уровень мотивации и лояльности.
Отчет является развернутой презентацией Корпорации для деловых партнеров
и инвесторов, а значит создает хорошую основу для конструктивного диалога с
партнерами, некоммерческими организациями и государством.
Какие наиболее яркие, интересные социальные проекты реализовал
«УРАЛСИБ» в 2011 году?
«УРАЛСИБ»—один из первых банков, активно подключившихся к программе
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федера-
ции по снижению напряженности на рынке труда. Специально разработанный
для этого проект «УРАЛСИБ—путь к успеху. Сделай первый шаг!» уже позво-
лил пройти длительную стажировку примерно тысяче вчерашних студентов.
Проект осуществляется совместно с региональными центрами занятости насе-
ления. В рамках проекта ФК «УРАЛСИБ» создает временные рабочие места для выпускников и студентов вузов, а государство компенсирует компаниям, входящим в Корпорацию, затраты на оплату труда временных сотрудников. Выпускники заняты на позициях операционных работников, младших бухгалтеров,
специалистов юридических служб, кредитных менеджеров, менеджеров про-
даж, HR- и залоговых специалистов. Сотрудники Банка активно взаимодей-
ствуют со стажерами, знакомя вчерашних студентов с основами банковского
дела. В результате у новичков появляются практический опыт работы в пре-
стижном банке и хорошая строчка в резюме. Лучшие студенты включаются во
внешний кадровый резерв.
В 2009 году срок стажировки составлял три месяца, что было явно недостаточно
для подготовки специалиста, механизм взаимодействия с центрами занятости
был определен нечетко. С 2010 года новым постановлением Правительства
срок стажировок был увеличен до шести месяцев, а также появилась возмож-
ность за счет государственных средств оплачивать работу наставников, закреп-
ляемых за стажерами. Был отстроен четкий механизм взаимодействия с
центрами занятости. В 2010 году, когда экономическая ситуация стабилизиро-
валась, программа вышла на качественно новый уровень. Приоритетом Банка
стало формирование внешнего кадрового резерва и повышение финансовой
грамотности молодежи. Сохраняет актуальность и первоначальная задача—
содействие трудоустройству молодых специалистов без опыта работы. В про-
грамме принимают участие 43 из 45 филиалов. Число стажеров, зачисленных в
оперативный кадровый резерв составляет более 700 человек.
Расскажите о Вашем опыте партнерства с некоммерческими организа-
циями – в чем залог успеха подобного сотрудничества, по Вашему мнению?
Залог успеха в общности интересов. Одним из подобных примеров может быть
сотрудничество с общественной организацией инвалидов. В прошлом году
УРАЛСИБ в партнерстве с РООИ «Перспектива» начал проект «Сервис равных
возможностей», направлены на повышение качества сервиса при обслужива-
нии клиентов с инвалидностью. На первом этапе реализован цикл тренингов по
пониманию проблем инвалидности и правовых основ обслуживания клиентов с
инвалидностью для руководителей дополнительных офисов Банка в москов-
ской дирекции, их заместителей, кассиров и операционистов. Вместе с участни-
ками семинаров тренеры «Перспективы» разработали 20 типичных ситуаций,
связанных с обслуживанием людей с инвалидностью, которые выступают обу-
чающим материалом для обучения всех работников фронт-офисов. «УРАЛСИБ»
и «Перспектива» планируют продолжить сотрудничество в 2012 году.
В планах – расширение тренинговой программы для региональных филиалов
банка, подготовка и выпуск брошюры по обслуживанию клиентов с инвалидно-
стью, съемка обучающего фильма.
Как Вы оцениваете эффективность реализованных социальных проектов?
Вообще насколько это необходимо и насколько возможно объективно оценить результат? Учитываются ли эти данные при планировании соци-
альной деятельности?
Так как термин «социальный» позволяет достаточно широкое трактование, я
бы уточнил, что речь идет о внешних благотворительных проектах Корпора-
ции.
Мы рассматриваем большинство наших социальных проектов в качестве соци-
альных инвестиций, поэтому для нас так же важно добиваться позитивных из-
менений при решении социальных проблем, как и быть эффективными в
бизнесе. Для управления благотворительными программами в корпорации
разработана система ценностей, принципов и стандартов корпоративной бла-
готворительности, которая сочетается с миссией и видением самой Корпора-
ции. Для отбора проектов используется принцип «открытых дверей», при
котором нет жестких сроков принятия решения о финансировании: проекты
рассматриваются, утверждаются и реализуются в течение года. Традиционно
благотворительная деятельность ФК «УРАЛСИБ» направлена на помощь детям,
оставшимся без попечения родителей, а также на укрепление института семьи,
здоровый образ жизни и просвещение.
Базовые ценности, по которым управляются и оцениваются все внешние соци-
альные программы, это: социальное партнерство; добровольное творчество
единомышленников; нацеленность в будущее; прозрачность и открытость; на-
дежность и репутация. Важное место в этой системе занимают принципы, спо-
собствующие формированию широкой общественной коалиции для
организации помощи нуждающимся и практическому вовлечению в благотво-
рительность заинтересованных лиц.
Ключевыми показателями эффективности по всем стратегическим направле-
ниям благотворительной деятельности ФК «УРАЛСИБ» являются: качествен-
ные изменения в жизни благополучателей (в соответствии с целями
конкретных проектов); количество детей, получивших помощь в результате
реализации благотворительных проектов; количество добровольцев, приняв-
ших участие в благотворительных акциях; количество регионов, в которых ве-
дется благотворительная деятельность; количество социальных проектов.
Многие благотворительные программы мы реализуем в партнерстве со спе-
циализированными благотворительными организациями. Например, одним
из таких стратегических партнеров является Детский фонд «Виктория». В каче-
стве одного из инструментов оценки эффективности деятельности фонда ак-
тивно используются диалоги с заинтересованными сторонами. На основании
анализа ожиданий благополучателей, целей благотворительных программ и
ресурсных возможностей фонда, проводится оценка эффективности программ
и определяется стратегия на следующий период.
Новостной дайджест Национального форума КСО. Февраль 2012