
Настойчивость Томаса МакЛафлина объясняется тем, что хорошо проработанная бизнес-модель обеспечивает финансовую стабильность и успех программ НКО. Классический вариант некоммерческой модели, как правило, представляет собой совокупность трех элементов – ресурсов, структуры программ и устойчивых результатов/социального эффекта:
· Ресурсы: Это финансовые поступления в виде пожертвований частных лиц, грантов и помощи в рамках государственных программ. Не менее важными источниками являются членские взносы и пассивные доходы (от ренты, вкладов и т.д.). Малейшие изменения в схеме пополнения бюджета могут существенно повлиять на деятельность НКО. Также не стоит забывать об основных активах (это рабочее время сотрудников, инвестиции или оборудование) и структуре капитала НКО, который обычно остается «за кадром» и формируется только за счет прибыли, займов и пожертвований для создания целевого капитала. Умение (или неумение) управлять капиталом зачастую определяет качество бизнес-модели.
· Программы: Культура организации, тренинги и возможности для развития персонала имеют определяющее значение для успеха и качества программ. Второй важный элемент – это отлаженные процессы программной деятельности, зафиксированные в инструкциях, руководствах и т.п. Если программы или их результаты (эффекты) можно тиражировать, то они существенно повышают ценность бизнес-модели.
· Социальный эффект: Это уникальный рыночный продукт НКО, за который готовы платить доноры. Он представляет собой изменения в структуре/качестве услуг или в обществе, которые происходят благодаря успешной реализации двух предыдущих компонентов бизнес-модели. НКО должны делать всё возможное, чтобы подтвердить наличие пользы для общества и оправдать налоговые льготы. Если организация не справляется с этой задачей, значит, бизнес-модель нуждается в ревизии и доработке.
Как правило, характерными признаками нежизнеспособной бизнес-модели являются хронические дефициты всех видов (как на уровне программ, так и на уровне организации); нехватка финансовых ресурсов; и наличие несогласованных и разных по своей природе и содержанию программ.
Разрабатывая бизнес-модели НКО становятся на верный путь, который приведет их к реализации стратегии и выполнению миссии.