
Фотограф Константин Скоморох: “Зритель становится невольным соучастником события”
Передвижная фотовыставка "Благотворительность сквозь призму объектива" экспонировалась в Северодонецкой галерее искусств с 28 апреля по 8 мая 2016 года. В прошлом году лучшие фото благотворительности впервые побывали в Луганской области. На открытие в 2015 году заглянул известный фотограф Константин Скороморох – а уже в 2016-м стал победителем в номинации "Благотворительность дарит надежду".
В этом году Северодонецк стал первым пунктом традиционного всеукраинского путешествия фотовыставки, а Константин Скоморох – её почётным гостем. С ним мы пообщались о влиянии визуального искусства на формирование ценностей и мотивацию к благотворительности.
– Как профессиональное фото может работать на благотворительность?
– Фотография не постановочная – это по своей сути краткий временной срез, который удалось сохранить для многократного просмотра и неторопливого осмысления. И если перед объективом в этот момент разворачивалась история, любой зритель становится невольным соучастником события.
Психологи уже давно обратили внимание, что фотоизображение несет несколько информационных слоев. Кроме непосредственно картинки, хотим мы того или нет, наше подсознание воспринимает массу скрытых на первый взгляд сигналов.
Правильная фотография, сделанная в нужный момент и вовремя донесенная до широкой аудитории, является мощным инструментом в идеологической или нравственной плоскостях. А что может быть гуманнее, чем помощь и поддержка тех, кто в этом очень нуждается.
– Зачем фотографам конкурсы?
– Человечеству свойственно соревноваться. Дух соперничества – это могучий позитивный стимул, который толкает вперед цивилизацию. Спортивные турниры, состязания музыкальных исполнителей, олимпиады, фотоконкурсы – все это способ дать выход своей созидательной энергии в позитивное русло.
Любой человек, страстно влюбленный в свою профессию или увлечение, чтобы там не говорили скромники, очень хочет быть узнанным, признанным и получать подтверждение, что все его усилия не напрасны.
Поэтому, фотоконкурсы для фотографа – это способ показать себя, сравнить свои результаты с достижениями коллег и в случае победы получить эмоциональное удовлетворение. Что безусловно послужит толчком к дальнейшему совершенствованию своих навыков, и своего уникального взгляда на окружающую действительность.
– Зачем, с точки зрения фотографа, нужны фотовыставки?
– Хорошая фотовыставка – это, в первую очередь, культурное событие. Объединенная общей темой или идеей, экспозиция является способом диалога между автором и зрителем. Художественная или документальная, выставка – это визуализация чьей-то идеи в виде фотографических изображений, что позволяет вовлечь в орбиту новых смыслов и интересов большое число посторонних людей.
И если, как говорилось выше, фотовыставка хорошая – зрителей полностью равнодушных после просмотра остается не так уж и много. Конечно, не все проникнутся и почувствуют общность с автором, но все же, у внимательного зрителя эмоциональный отпечаток останется. Что впоследствии, чем черт не шутит, может повлиять на выбор, мнение или взгляды человека в дальнейшем.
– Почему Луганская военно-гражданская администрация настаивала на том, чтобы как можно раньше провести выставку в Северодонецке?
– Наш город – прифронтовой. Мы пережили оккупацию, обстрелы, неизвестность и, что всего хуже – ощущение покинутости. События последних двух лет четко показали, что беда не всегда где-то далеко. Напротив, все очень реально и ощутимо без прикрас.
Те, кто непосредственно пострадал от боевых действий – раненные украинские бойцы и мирные жители, оставшиеся без крова и средств к существованию старики, одинокие матери с детьми, инвалиды и многие другие – это всё жертвы необъявленной войны, которая до сих пор идет в нескольких десятках километров от нас.
Нынешняя фотовыставка очень актуальна для жителей города и региона, т.к. деятельность благотворительных организаций помогла выжить и спастись многим нашим землякам.
Фото «Надія», зроблене в Лисичанську, автор – Костянтин Скоморох
– Изменилось ли Ваше представление о деятельности благотворительных организаций и волонтеров благодаря участию в фотоконкурсе?
– Мое новое крайне уважительное отношение к деятельности благотворительных организаций и волонтеров сформировалось в последние два года, благодаря событиям на Донбассе, невольным участником которых мне довелось стать.
Условно оно делится на два этапа «До войны» и «С началом войны». Раньше, в мирное время понятия волонтерства, благотворительности и пр. были для меня совершенно абстрактными. Все это было где-то далеко и в чьей-то другой жизни.
А когда в 2014 г. пришла война, на вопросы добровольной и бескорыстной помощи нуждающимся или пострадавшим пришлось смотреть совершенно иначе. На моих глазах деятельность добровольцев, волонтеров и благотворителей помогла выжить многим моим землякам. Собственно, именно вовлеченность в происходящее как раз и подтолкнула меня на участие в фотоконкурсе.
– Планируете ли подавать работы на фотоконкурс "Благотворителность сквозь призму объектива" в дальнейшем?
– Безусловно, лично я принимать участие в конкурсе стану и в будущем. Когда вращаешься в орбите столь масштабных мероприятий – это всегда новые эмоции, впечатления, знакомства, а также стимул к дальнейшему творческому совершенствованию.
– Что бы посоветовали фотографам, которые отправляют свои работы на фотококнурс о благотворительности впервые?