ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ или БАЗАР ЖИТЕЙСКОЙ СУЕТЫ*

«Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны.
Серьезное лицо – еще не признак ума, господа.
Все глупости на земле делаются именно
с этим выражением. Вы улыбайтесь!»
(Григорий Горин, «Тот самый Мюнхаузен»,
Киноповесть)

Продолжаю поститься, что вполне уместно, поскольку время нонче предмасленичное… Впрочем, мои посты-брюзжания   могут оскорбить чувства верующих в первородную  безгрешность филантропии   как таковой. А я тут вроде новоявленного Савонаролы вопию: БЕЗГРЕШНЫЕ – ПОКАЙТЕСЬ! С завидным(?) упорством  продолжаю  анатомировать** прошедшую конференцию по благотворительности с робкими попытками быть объективным, даже самокритичным.  Вершина моей откровенности с Вами: я ни разу не встречался в делах человеческих (а филантропия о-о-о-чень человеческое) с ангелами. Да, что там, я даже в зеркале вижу …  ну, в общем, с этим тоже надо что-то делать, и причем постоянно.

Итак, конференция, увы, знаменательным образом совпала с днем рождения Б.Спинозы. Помните его  извечно верное: «Невежество – не аргумент, незнание – не довод». Верное-то верное, но только не в нашем отечественном экспертном филантропическом сообществе.  Каких только откровений не довелось услышать. Особенно забавно, как уже достаточно  хорошо известные (конечно, если искренне интересоваться предметом/темой) приемы и способы решений этических дилемм, проблем доверия, добросовестности, оценки эффективности etc пытались представлять как неожиданно новые,  неизведанные. Вот такие вот  эксперты. Врачу – исцелися, эксперту – научися?

Впрочем, я уже писал о том, что экспертный потенциал не передается и не обретается ни воздушно-капельным, ни фекально-оральным, ни половым путем.  На конференции  опять же, увы, приходилось на всю катушку отыгрывать  отведенную мне (по умолчанию) незавидную роль маргинала «вигукуючого» из глубины аудитории свои доморощенные афоризмы-не афоризмы, парадоксы-не парадоксы. Или вот как сейчас, из моей БлОГОподобной подворотни лаять. А караван-то, идет. Цепные реакции цитирования вызвать удается, а вот устойчивого интереса к очень практичной/прагматичной теории филантропии – не похоже (если судить по количеству вопросов/посещений, например, этого БлОГОподобия). Ну что поделаешь – имеет место реальное нашествие варваров, не желающих ни ценить, ни, тем более, знать, «где какая рыба и почем?». А знать-то и уметь очень даже есть что. Главная же проблема – нонешние варвары отличаются бездеятельностью: до обеда им неохота, а после – некогда.

Что касается «ярмарки тщеславия», то она, как говорится, красной нитью пронизывала/переплетала едва ли не всех. Ну  и меня, разумеется, тоже.  Пытаясь помочь со-модератору удержаться в теме обсуждения на сессии, посвященной этике в фандрейзинге, мне так и не удалось сбить назначенных нам экспертов с «любимой песни» о том, как здорово все получается, за что бы не взялись. Они честно признавались,  что никак не ожидали помех в озвучивании победных реляций. Чувствовали, что не выполняют корпоративного задания блистать в великолепии. Ощущали, что по возвращению с конференции, им не о чем будет рапортовать .  Уточняющие вопросы воспринимались как незаслуженная обида или оговор. А я-то, упрямо-наивный,  претендовал на откровенный разговор «по гамбургскому счету»( http://gurt.org.ua/blogs/Яків Рогалін/1163 ).

Признаюсь, что и до и  после  я вел себя исключительно эпатажно, если не сказать возмутительно. Например, чего стоит абсолютная  неуместность  моей иронии при рассмотрении серьезнейшего вопроса  оценки деятельности, серьезнейших социальных проектов, серьезнейшего БФ «Розвиок України» в  серьезнейшей попытке целой стаи сотрудников  «алгеброй поверить гармонию». Может быть, я забыл, что самокритика – кратчайший путь к утрате серьезного жалования? Или недооцениваю значимость доказательств учредителю нужности/эффективности сотрудника и коллектива в целом? Или не понимаю, что почти богоизбранность (а я некоторым образом наслышан о  системе рекрутинга и HR в этом фонде) почти непременно приводит к…  опять же давайте договоримся о понятиях.

ПОНЯТИЯ ПО ПОНЯТИЯМ ДОБРОТЫ -2 (продолжение, но не окончание)

ВЫСОКОМЕРИЕ – свойство предъявлять к окружающим сверхмерные требования

ГОРДЫНЯ – это гордость других

ГОРДОСТЬ – то, что предписывает нести свой крест, не сгибаясь

КАРЬЕРИЗМ – несомненный признак «ярмарки тщеславия» и «базара житейской суеты»

СЛАВОЛЮБИЕ – непреодолимое стремление подвергнуться нападкам врагов при жизни и насмешкам друзей после смерти.

ТЩЕСЛАВИЕ – это честолюбие простолюдина

ЧЕСТОЛЮБИЕ – готовность платить за честь достоинством

ЧВАНСТВО – скрываемая потребность ощутить персональную значимость.

Проницательный читатель должен заподозрить наличие вышесказанных «достоинств» и у меня, и правильно сделает.  Чем лечиться?  Перечитайте эпиграф!

* Заголовок мной заимствован из сатирического  романа Уильяма Теккерея, название которого было искажено при переводе на русский язык, поскольку, по мнению литературоведов, более точно «Vanity Fair» – “Базар Житейской Суеты». В свою очередь, классик английской литературы XIX века  позаимствовал  это название из книги пуританского автора XVII века Джона Беньяна, который, в свою очередь, ссылался на библейское «через базар житейской суеты пролегает дорога ко Граду Господнему».
** Не путать с вивисекцией – это когда «по живому», а я все-таки, в основном, «по мертвому»

Коментарі

  1. avatar

    Только что получил от аппарата УФБ список участников и хотя он тоже неполный в смысле координат, но… Вспомнился любимый анекдот Шалом Алейхема: “Старый портной вставляя нитку в иголку, всегда одевал очки без стекол (ибо беден был крайне). Когда его вопрошали: зачем? – ведь это нелепо!, он мудро изрекал: ЭТО ЛУЧШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО.”

  2. avatar

    А еще сегодня – ДЕНЬ ЗАГЛЯДЫВАНИЯ В ЗАМОЧНЫЕ СКВАЖИНЫ (http://inoskaz.com/category/kalendar-chudes). Ну прямо соблазняет вспомнить об уровне открытости и прозрачности – в ГРОБУ (ГРажданском ОБществе Украины) с этим не лучше, чем в гос или бизнес-секторе. Не верите? А Вы попытайтесь, как я , найти хотя бы какие-то контакты , позволяющие выйти на связь с модераторами/экспертами прошедшей Международной конференции “Благодійність: підзвітно, прозоро, публічно”. В 50% случаев ни-че-го у Вас не війдет: вот так – проповедуют одно, а исповедуют другое!

Додати коментар