О социальном предпринимательстве с верой, надеждой и любовью

Только что вернулся с семинара по социальному предпринимательству для преподавателей ВУЗов, который при поддержке British Council проводила Школа социальной работы НаУКМА. И хотя я реально практикую преподавание в университетах/институтах (сначала в медицинском, потом в гуманитарных: культуры, последипломного образования etc)  чувствовал себя отчасти белой вороной. Да и сам я чувствовался аудиторией таковым, главным образом, по причине гиперкомпетентности – более 10 лет в теме социального предпринимательства. Что это значит, быть в теме по-настоящему? Это:

  • Спецобучение  и стажировки у нас в стране и за рубежом (Чехия, Россия, США, Великобритания, Польша). Ведь это уже четвертое или пятое т.с. «пришествие» в Украину концепта социального предпринимательства, проводником которого являлись  апологеты из Америки (США, Канада и даже Чили) и Европы (Великобритания, Швеция, Голландия и др.).
  • Учреждение и курация 7 социальных предприятий (с различными видами/стилем деятельности и различной судьбой). Гендиректор самого успешного из учрежденных мной социальных предприятий (действует до сих пор и является крупным налогоплательщиком) была признана победителем во Всеукраинском  конкурсе социальных предпринимателей в 2006г, но награда не настигла ее, поскольку до торжественных мероприятий тогда дело не дошло.
  • Популяризация и обучение  других (от вдохновляющее-ликбезовских презентаций и мастер-классов до семинаров/тренингов и консультаций) в Украине, ближнем и дальнем зарубежье.  Даже сподобился по специальному  приглашению института социального предпринимательства при Мичиганском университете в 2007г выступить с докладом «Социальные инновации в благотворительности» сначала у них в Ан-Арборе, а затем, перед офицерами фонда Ч.С.Мотта.  И везде – искреннее признание уникальной успешности.
  • Стал членом Международной Ассоциации общественных организаций, практикующих социальное предпринимательство WDI NGO Alliance (William Davidson Institute, University of Michigan Business School) и вошел в Правление Всеукраинской ассоциации социальных предпринимателей.  Неоднократно  приглашался в качестве эксперта в жюри грантовых  конкурсов соискателей поддержки социальных предприятий.

Конечно, у меня была фора – я еще до этого учредил и управлял несколькими коммерческими предприятиями полусреднего (по донецким меркам) калибра в шальные 90-е годы, когда типично предпринимательские качества были востребованы в гипертрофированном виде. Другое преимущество – я делал это (внедрял предпринимательство в социальную сферу), закатив рукава, нет, не по локти – по подмышки. Стал членом торгово-промышленной палаты, учредил Донецкий Ротари клуб – т.е. широко известен в узких кругах…

Для чего я все это пишу? Чтобы объяснить, на каком основании я заявляю нижеследующее:

О СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ С ВЕРОЙ

Социальное предпринимательство (IMHO) – безальтернативный способ успешного ведения дел в социальной сфере путем внедрения бизнес-инструментария, который так замечательно проявил себя  в коммерции. Я, на самом деле,  не вижу другого способа добиваться устойчивого успеха в общественно-полезных делах, кроме как  экстраполировав/инкорпорировав в деятельность соответствующих  институций стратегий и тактик, методов и приемов заимствованных в прибыльном секторе. Например, интегрированные коммуникации социального маркетинга: фандрейзинг и PR,  социальная реклама и публичное лоббирование, CRM и т.п.  инноваций.  Интересно, что  встречное движение  имеет место у «заурядного» бизнеса – все больше популярны концепции социальной ответственности и корпоративного гражданства. Т.о. актуален призыв: КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНОМ, И КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СОЦИАЛЬНОГО В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ.

Аминь!

О СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ С НАДЕЖДОЙ

Сама организация, претендующая на это самое устойчиво-успешное ведение дел должна быть буквально пропитана предпринимательским духом, поэтому здесь уместны  и  этический кодекс, и стратегическое планирование, и стандартизация менеджмента качества, и венчурное социальное инвестирование и мн.др.  Вполне своевременно использование таких инноваций как  социальный франчайзинг для превращения уникальных социальных проектов/технологий в  повторяемые модели в соответствии с лозунгом  «ОТ ЯРКИХ ИСКР – К НЕМЕРКНУЩЕМУ СВЕТУ».

Наш фонд стремится быть фондом громады для громады как бизнес pro bono. Именно социальным предпринимательством и объясняются те успехи, которые ДГБФ «Доброта» имеет, и именно недостаточным (или неумелым)  использованием этой концепции объяснимы наши неудачи и поражения.

Аллилуйя!

О СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ С ЛЮБОВЬЮ

Моя самоидентификация (дело актуальное, если посмотреть в CV, где только руководящих должностей почти три десятка) – социальный предприниматель, т.е. человек, одержимый:

а) навязчивыми идеями преобразовать социум в соответствии с собственными представлениями об аксиологии (добре и зле) и деонтологии (этично верное поведение);

б) зудом, не позволяющим останавливаться на достигнутом в соответствии с эпистрофой «…МЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ЛУЧШЕ…   МЫ МОЖЕМ СТАТЬ ЛУШЕ…  МЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ЛУЧШЕ…  МЫ МОЖЕМ СТАТЬ ЛУЧШЕ…»

Возлюбим же, братья-строители гражданского общества, социальное предпринимательство в себе, а не себя в социальном предпринимательстве.

Ура!

Додати коментар