НГО и СМИ

  • Есть два сильных тренда на грантовом рынке: организационное развитие (capacity building) НГО и развитие СМИ. Их появление внесло разнообразие и новую струю, наверняка кому-то приносило и продолжает приносить пользу, хотя в некоторых случаях появляется ощущение бесконечности направления и усилий. С  учетом этого довольно неожиданными стали результаты социологического исследования, проведенного ОО «Европейский институт социальных коммникаций» во время формирования рейтинга региональных СМИ зарегистрированной марки «Соціально відповідальне підприємство» в 2012 году. Опрос 613 НГО в 26 городах Украины (все регионы) относительно уровня их практического взаимодействия с местными СМИ (1263 СМИ) выявил, что усредненный уровень практического взаимодействия НГО и СМИ выражается соотношением 11 : 9 (Х2 : У2). В этом исследовании «уровень практического взаимодействия» рассчитывался таким образом: Х2= Х1/Х*100, где Х – общая численность опрашиваемых НГО конкретной местности, Х1 – количество опрошенных НГО, которые смогли назватьместные  СМИ, с которыми они системно взаимодействуют в течение каледнарного года; У2=У1/У1*100, где У – общее количество СМИ конкретной местности, У1 – количество СМИ конкретной местности, которые системно взаимодействовали с местными НГО (по данным НГО). Ситуация в разных местностях отличается от усредненных. Даже с учетом некоторых обстоятельств, влияющих на уровень погрешности, общая картина в Украине на местном уровне получается такой: только 11 местных НГО из каждых 100 осуществляют системное практическое взаимодействие с 9 местными СМИ из каждых 100.
  • Не считаю эти результаты неожиданными, сенсационными или критичными для взаимоотношений НГО и СМИ, но они дали импульс пересмотреть сложившиеся подходы. Да, орг.развитие имеет существенное значение как для СМИ, так и для НГО, однако очевидно, что их недостаточно для развития практического взаимодействия СМИ и НГО, чего-то не хватает.
  • Я еще вернусь к вопросу чего именно, а сейчас необходимо сделать шаг назад, к довольно интересному являению, которое мы наблюдаем в последнее время.

СМИ стали действовать как НГО!

  • Понятно, что далеко не все. Очевидно, что они не перестали быть СМИ с соответствующими приоритетами в деятельности. Пусть фраза покажется некоторым преувеличением, все это не мешает заметить значительное количество благотворительных и социальных инициатив, многие из которых СМИ реализуют фактически самостоятельно. Возможно, КСО наконец получает распространение, возможно речь идет о глобальном тренде «социализации бизнеса», возможно это логичное последствие недоверия к НГО и фондам, или еще каких-либо причин, а может всех вместе. Для меня в данном случае интересен не анализ причин, а изменения, которые происходят в NGOs’ environment. По всей видимости, успешность системного взаимодействия со СМИ будет зависеть от готовности и способности НГО быть предельно понятной и ответственной. Оговорюсь, что всевозможные оживляшки видеоряда, креативность в подаче инфы и т.п. у меня уложилось в термин «быть понятным».
  • А стоит ли напрягаться, если роль и влияние региональных СМИ по мнению ряда экспертов падает? Например, если всего 3-5% жителей смотрят местное ТВ? Существует множество аргументов и контр-аргументов, отмечу один, который отобрал себе для личного пользования. Наши коллеги, профессионально работающие на политическом поприще отмечают, что по итогам последних выборов нардепов именно доступ к традиционным медиаресурсам во многом определил победителей. Понятно, что это не единственный компонент использованных технологий, но немалочисленные примеры тех, кого «выключили» на время выборов из информационного пространства и остались за бортом ВРУ, остаются для меня подтверждением того, что роль традиционных СМИ в украинском обществе остается сильной, и с ними стоит не только считаться, но и развивать практическое взаимодействие.
  • Самое время вернуться к вопросу – так чего же для развиития практического взаимодействия не хватает? Именно об этом я буду говорить послезавтра (21 февраля в Киеве) в качестве приглашенного эксперта на круглом столе «Благодійність та ЗМІ: як вийти на новий рівень співпраці», который состоится в рамках V Міжнародної конференції Українського форуму благодійників. Надеюсь увидеть вас среди участников этого круглого стола для продолжения обсуждения.

P.S. Занятный акт: зз более чем 34 категорий для тем блогов о благтворительности на данном ресурсе не нашлось ни одной, где бы прямо упоминались СМИ (например Благотворительность и СМИ) .

Додати коментар