КОНСТРУКТИВНОСТЬ ДЕСТРУКТИВА: о состоянии критики и самокритики в ГРОБУ*

«Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена»

(И.Бунин)

Не помню кто из поэт-ов/ес  написал, что если нужно что-то объяснять, то объяснять не нужно. Что-то верное в этом есть, но не всегда, не везде и не для всех. По крайней мере, то остро-пряное, что я позволил себе на своих БлОГОподобиях в этом году, похоже, все-таки требует некоторых  разъяснений.

Уверен, что самоидентификация для лидеров и самих организаций гражданского общества должна быть  систематической и не прекращаться. Такое шевеление в ГРОБУ (если можно так выразиться в контексте заголовка) совершенно необходимо для жизнеспособности.  Персонально себя я в упомянутых БлОГОподобиях  самоидентифицировал  как КРИТИКА/САМОКРИТИКА, который пытается высказывать свое пусть субъективное, но все-таки обоснованное мнение – то, что называется НЕВЗИРАЯ и НЕ УТАИВАЯ. Свою филиппику предварял не только ссылками на наличие у меня соответствующих компетенций. Во всех своих письменах уделял внимание самокритике и даже отдельный мегапост посвятил покаянию ДОБРОТЫ. Специально накануне событий, которые потом нещадно критиковал, как мог кассандрил,  предупреждая организаторов/зачинщиков о рисках – увы, проигнорировали.

Вполне возможно, что в своих оценочных суждениях я нередко т.с. «перегибал палку», но только потому, что эта оценочная «палка»  до меня регулярно и беспощадно перегибалась в сторону безгрешности и самовосхваления. Ну, помните, у Жуковского: «Все то благо, все добро…».

Когда вознамерился восстановить  баланс мнений,  я, конечно, знал/прогнозировал, что критика и самокритика – это не девушки и не червонцы, которые должны и могут всем нравиться. Но никак не ожидал, что мои «картинки с выставки»  (будь это конференция по филантропии или форум социальных предпринимателей) вызовут:

a)      довольно единодушное предложение «шляхты»** мне самому (и, вероятно,  за свой счет?)  показать как надо – безупречно и образцово. Вы представляете себе, чтобы кинокритику  или музыковеду пытались заткнуть рот предложениями самому снять киношедевр или написать  музыкальный хит?  Но тогда ресторанный критик должен не сметь высказывать ничего предосудительного в отношении вкушенных блюд, пока тут же не покажет свое личное поварское искусство, а литературовед не смеет судить о книгах, пока не выдаст «на гора» собственный бестселлер, причем с той же фабулой;

b)      нескрываемое раздражение от моей якобы  кромешно деструктивной позиции, вплоть до рекомендаций от «ляхов»*** мне (цит.) «посыпать голову пеплом». Конечно, НЕуважаемые мной пенкосниматели ужасно боятся утраты статуса неприкасаемых для критики, а потому сознательно как бы забывают, что у ДЕСТРУКТИВА  ЕСТЬ СВОЙ КОНСТРУКТИВ.  Он, например,  в том, чтобы назвать «голых королей» – голыми, а некомпетентных «экспертов» – невеждами, мультипликаторов мертвечины – франкенштейнами  etc. Именно такой деструктив делает чрезвычайно важное/нужное – разрушает отжившее/нежизнеспособное, освобождая место для достойного!

Заголовок этого непостного поста персонам моего возраста может напомнить знаменитое в свое время (1975г) Постановление ЦК КПСС «О состоянии критики  самокритики в Тамбовской областной парторганизации».  О чем это я? Ну, может быть о том, что стратегия  чего-либо трудно достижимого (будь-то коммунизм или гражданское общество) всегда чревато перерождением в схоластику типа Программы КПСС.  Тем более и особенно, если за строительство гражданского общества берутся зодчие, не прошедшие перестроечной люстрации, но ставшие соросоизбранными рулевыми. Как вампирам непереносим чеснок и губителен дневной свет, так для них  ненавистна критика и неприемлема самокритика.

Где я это все видел? В ГРОБУ, разумеется…

* авторизированное фривольное сокращение ГРажданского ОБщества Украины

**  таковыми автору представляются уГРОБники и девелоперы-ГРОБовщики из сонма вельмож отечественного небосклона международных/иностранных благотворительных фондов

*** согласно украинской Вікіпедії:  «ляхи – зневажливе прізвисько шляхти, надане казаками і міщанами “українських” земель, незалежно від етнічної приналежності». Автор не несет ответственности за любые другие коннотации и аллюзии.

Додати коментар