Український форум благодійників - Розвиваймо благодійність разом
Головна    Сектор благодійності    Приватна благодійність    Дослідження
 

СЕКТОР БЛАГОДІЙНОСТІ

Дослідження
ОПИТУВАННЯ
Публічний збір готівки (пожертви у скриньки): як припинити шахрайство?
МИ НА FACEBOOK

Ефект плюшевого ведмедика

21.02.2012  Автор: Library.fm
Ефект плюшевого ведмедика

Утверждение: Взрослые становятся более общительными, реже лгут и чаще вспоминают о социальной ответственности, если в помещении есть детские вещи, скажем, плюшевый мишка или цветные карандаши.

Исследование: Шридхари Дезаи и ее коллега Франческа Джино предложили двум группам людей принять участие в классических психологических играх, в ходе которых можно влиять на заработок участников, а также - обманывая дру­гих - увеличивать собственный достаток. Одна группа испыту­емых находилась в комнате с детскими игрушками или занима­лась «детскими» делами. Ее члены, в целом, демонстрировали меньшую склонность ко лжи и проявляли большую щедрость, чем люди из другой группы.

Вопрос: Неужели детские игрушки напоминают людям о нравственности? Может быть, стоит посадить плюшевых мишек и заек в зал, где заседает совет директоров? Профессор Дезаи, защищайте свою идею!

Участники всех наших лабора­торных экспериментов, которые оказывались в окружении игрушек или, например, смотрели детские мультфильмы, лгали почти на 20% реже. А когда мы просили людей дописывать слова, вставляя в них пропущенные буквы, те, кто находил­ся под влиянием атрибутов детства, составляли «нравственные» слова, такие как «непорочный» или «добро­детель», чаще остальных. Более того, люди, окруженные детскими вещами, вели себя лучше, даже если не были на это настроены.

На наш взгляд, лабораторные игры часто не имеют ничего общего с реальностью. Почему вы думаете, что и в жизни человек будет вести себя так же?

Подобный вопрос мне задал мой руководитель в Центре этических исследований Лари Лессиг. Он спро­сил: «А вы сможете продемонстри­ровать ту же зависимость в реальных условиях?» И тогда мы изучили огромную базу корпоративной ин­формации и, сопоставив ее с дан­ными о расположении компаний, обнаружили, что, если в радиусе трех с половиной километров от штаб-квартиры организации есть пять или более детских садов и яслей, объем оказываемой ею благотворительной помощи значительно возрастает.

Какая связь между благотвори­тельностью и детскими садами? Не упрощаете ли вы?

Мы провели регрессивный анализ и учли такие факторы, как размер компании, ее возраст, риски и финан­совое положение. Мы также сделали поправку на плотность населения, поскольку, как показывают иссле­дования, жители густонаселенных районов не отличаются щедростью и доброжелательностью. И все же результаты остались неизменными: чем больше в районе детских садов, тем охотнее компания оказывает бла­готворительную помощь. Мы были в восторге! Когда все время сидишь в лаборатории, так приятно увидеть, что твои наблюдения справедливы и для реального мира.

Как же тогда объясняется этот феномен?

Наша гипотеза основывается на идее непорочности. Все, что связано с де­тьми, подсознательно активизирует наши представления о добре, приво­дит нас в благодушное состояние и порождает чистые помыслы. Заду­майтесь: родители ведут себя рядом детьми не так, как обычно - напри­мер, стараются не ругаться и рассчи­тывают, что другие поступят так же. Однако мы обнаружили, что подоб­ный эффект вызывает не только присутствие ребенка, но и напомина­ющие о нем предметы и события.

Согласитесь, сложно поверить, что цветные карандаши могут повлиять на такую сложную систему, как человеческое поведение.

Отнюдь. Мы получаем все больше данных, подтверждающих нашу гипотезу. Даже приматы демонстри­руют схожее поведение. Например, самцы берберских макак таскают за собой детенышей, чтобы наладить взаимодействие с сородичами, - в частности, чтобы объединиться и ухаживать за шерстью друг друга. Нейробиологи доказали: когда люди оказываются рядом с детьми, их клет­ки выделяют окситоцин - гормон, стимулирующий благожелательное отношение к окружающим.

Важно ли, какие игрушки окружа­ют людей: для маленьких детей или для тех, что постарше?

С этим вопросом нам пришлось изрядно повозиться. В своих экспе­риментах мы использовали предметы, которые ассоциируются с детьми от младенческого возраста до девяти лет, - и все они действовали одина­ково. Как влияют на людей предметы, ассоциирующиеся с детьми других возрастных групп, мы не знаем.

Как использовать результаты вашего исследования на практике? Может быть, стоит раскладывать игрушки в офисах и переговорных?

Мы бы советовали устроить на тер­ритории компании детский сад. Это не только избавит родителей от лишних волнений за ребенка, но и, вероятно, позитивно повлияет на поведение сотрудников и оздоро­вит климат в коллективе. Возможно, повесив в офисе фотографии младен­цев, вы заставите людей вести себя более ответственно. А может быть, стоит включать в лифтах детские песенки вместо обычной скучной музыки. Или писать время от вре­мени разноцветными чернилами и пользоваться цветными шрифтами на компьютере? Изменится ли тогда наше поведение к лучшему? Кто знает, все может быть.

В каком направлении пойдет ваше исследование дальше?

До сих пор мы изучали поведение, связанное с денежными вопросами, этическими нормами и социальной ответственностью. Теперь нам бы хо­телось рассмотреть другие, не ассо­циирующиеся с финансами поведен­ческие аспекты. Если использовать предметы, имеющие отношение к детям разных рас и национально­стей, снизится ли тенденция к дис­криминации, опоре на стереотипы и возрастет ли уважение к другим культурам? Еще один интересный вопрос: влияют ли на поведение окружающих физические особенно­сти детей - пухлое телосложение, большие глаза, высокий лоб, ма­ленький подбородок. Не кажется ли нам, что компания, во главе которой стоит человек с детским лицом, вряд ли станет сбрасывать в реку ядовитые отходы или проворачивать мошеннические операции? Для меня это оборотная сторона медали. То же самое с маркетингом. Мы видим множество нелепых рекламных роликов с маленькими детьми: они пьют газировку, бреются, а раньше так вообще рассуждали о том, какую марку сигарет предпочитает их папа­ша. Одна из сетей быстрого питания сделала своим логотипом изобра­жение девочки с косичками. Что говорят исследования о воздействии такой рекламы?

На этой странице мы поместили изображение плюшевого мишки. Может быть, таким образом мы повлияем на поведение лидеров бизнеса.

Поставьте эту картинку на обложку! Не забывайте про совет директоров! 

Library.fm

ДОДАТИ КОМЕНТАР
Також ви можете
+ Додати новину
 
 
ПІДПИСКА
на електронні видання Форуму
"Хроніки благодійності" та "ФІЛАНТРОскоп"
 
 
Оберіть, будь ласка, категорію підписувачів, до якої вас віднести:
  • Виділити всі
 
 
 
 
 
 
ЧЛЕНИ УКРАЇНСЬКОГО ФОРУМУ БЛАГОДІЙНИКІВ
{* *}